Семейная реабилитация

Комплексная реабилитация семей

на базе стационарного отделения

 Цель работы стационарного отделения: реализация программ социальной реабилитации семей  на смену в условиях круглосуточного пребывания в Центре.

 

 Задачи отделения:

  1.  Создание условий для  распространения положительного опыта в воспитании детей.

  2.  Обогащение детско-родительских отношений опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.

  3.  Укрепление чувства привязанности к членам своей семьи, создание условия для сохранения и развития  доверительных взаимоотношений в семье.

  4.  Повышение педагогической компетенции родителей.

 

 Категории семей и детей, обслуживаемых в стационарном отделении:

  многодетные;

  малообеспеченные;

  неполные семьи (потеря кормильца; разведенные родители, одинокие мамы);

  замещающие семьи, с любой формой жизнеустройства ребенка;

  семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

 Кадровое обеспечение:

 Высококвалифицированные специалисты стационарного отделения: воспитатели и специалисты по социальной работе апробируют эффективные инновационные социальные технологии по работе со всеми категориями семей в рамках реализации программ социальной реабилитации семей.

 

 Основные направления социально-реабилитационной работы:

-  профилактика насилия и жестокого обращения с детьми;

-  профилактика наркомании, алкоголизма, вредных привычек и зависимостей, по формированию здорового образа жизни семей

-  профилактике ВИЧ/СПИДа и социально-обусловленных заболеваний, включая половое воспитание;

-  профилактика семейного неблагополучия, организация работы с семьями «группы риска»;

-  гражданско-патриотическое воспитание;

-  воспитание утраченных социальных связей и социально-адаптированной личности ребенка;

-  профориентация детей и подростков;

-  организация групп взаимной поддержки для родителей;

-  организация совместного досуга и оздоровления.

 

 Во время смен реализуются следующие программы учреждения и специалистов:

-  Партнерский проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  «К движению без ограничений»

-  Проект учреждения в «Безопасное движение - безграничные возможности»

-  Программа учреждения  по сопровождению замещающих семей «Дорога к дому»

-  Программа учреждения по сопровождению неполных семей «Надежда»

-  Программа  творческой реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Мир семейного творчества»

-  Программа воспитателя Гроссу Н.В. по социализации и интеграции детей из замещающих семей с элементами  нетрадиционных техник рисования «Юные художники»

-  Программа по экологическому воспитанию детей, находящихся в ТЖС, «Мир природы» (воспитатель Бровкина Т.Н.)

 

 С целью повышения педагогической грамотности замещающих родителей воспитателями проводятся занятия и семинары в  Школе замещающих родителей.

На занятиях замещающие родители расширяют свои  педагогические знания, формируют  навыки и  устойчивую положительную педагогическую мотивацию, а также  знакомятся со способами и приемами реализации педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воспитание детей-сирот в замещающей семье.

 В рамках  организации групп взаимной поддержки проводятся заседания  клуба замещающих семей «Теплый дом».

 

 С целью формирования навыков здорового образа жизни и профилактики наркозависимости в отделении проводятся «Уроки здоровья» -  занятия для детей и родителей «Полезная еда», «Что такое здоровый образ жизни?», «Для чего нужна вода», «Час смекалки с доктором Неболитом», «Курить - здоровью вредить» и итоговая викторина «Здоровым быть здорово!». Организованы занятия с элементами тренинга «Перспектива» для подростков.

 С целью формирования толерантности во время смен проводятся  «Уроки доброты».

       Семейный досуг во время смен - это

       -  Конкурсная программа «Мой дом – моя крепость»

       -  Выставка семейных работ «Яблони и яблочки»

       -  Конкурсная программа для девочек «Хозяюшка»

       -  Ток-шоу «Моя семья»

       -  Клуб «Домашняя академия»

       -  Конкурсная программа для девочек «Маленькая хозяйка»

       -  Конкурс поделок «Вторая жизнь старых вещей»

       -  Семейный праздник «Вместе дружная семья» и многое другое

 В рамках профилактики семейного неблагополучия, организации работы с семьями «группы риска» проводятся следующие мероприятия:

 Диспут «Домашнее насилие».

 Беседа с родителями «Насилие в школе».

 Беседа с детьми «Детский телефон доверия».

 Интегрированное занятие «Знакомство с конвенцией ООН о правах ребенка».

 Занятие с элементами тренинга для родителей «Дети, которым нужна помощь».

 Экскурсии в музеи города Семенов.

 Внедрение новых социально-реабилитационных технологий:

 Разработка игровых программ для детей от 4-х до 6 лет

 Игровая программа «До новых встреч» для детей школьного возраста

 Театрализованные представления по русским народным сказкам

 Русские народные хороводы  и куклы-обереги

 Развивающее занятие с элементами сказкотерапии «Заколдованное сердце»

 

В течение смены каждый ребенок и родитель:

Проведет много времени на свежем воздухе и зарядится положительной энергией;

Поймет, что учиться новому очень интересно;

Научится работать в команде, общаться со сверстниками и взрослыми;

Расширит свой кругозор;

Раскроет свой творческий потенциал;

Полюбит активный и здоровый образ жизни.

 

 


 

Служба сопровождения семьи и 

ребенка

 

 Служба сопровождения семьи и ребенка создана в центре  в октябре 2009 года в рамках реализации региональной программы МСП Нижегородской области «Под защитой семьи» (2009 -2011), ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец» является пилотным учреждением по реализации  мероприятий этой программы.
 С этого момента в учреждении развивается новое направление комплексной социальной реабилитации замещающие семьи с любой формой жизнеустройства ребенка во время социально-реабилитационных смен.
 1. Основные задачи  деятельности Службы сопровождения семьи и ребенка.

Создание благоприятных условий для развития и социализации детей в замещающих семьях. Повышение педагогической грамотности принимающих родителей. Профилактика повторных отказов от приемных детей.

 2. Схема управления деятельностью Службы.     

 Замещающие семьи находятся на социальном обслуживании в учреждении на круглосуточном стационарном обслуживании в течение 12-18дней (срок смены).

 

 Социально-реабилитационные мероприятия проводятся по следующим блокам:

 

  1. Психолого-педагогическое просвещение
  2. Гармонизация детско-родительских отношений
  3. Гармонизация внутреннего мира замещающих родителей
  4. Оздоровление детей

 

 Во время смен, на основе  проведенной входной диагностики по выявлению проблем взаимоотношений в замещающих семья и  адаптации приемного ребенка в семье, замещающим родителям  предлагается комплекс психолого-педагогических мероприятий по устранению возникающих проблем, который включает в себя:

 

- Индивидуальные консультации педагогов-психологов.

- Индивидуальные сеансы релаксации, проводимые в специально оборудованной комнате релаксации.

- Комплексная диагностика и обследование личности с использованием различных методик.

- Просветительские семинары для родителей.

- Занятия в «Школе замещающих родителей».

- «Школа взаимопонимания» занятия с социальным педагогом.

- Групповые развивающие занятия социальных педагогов и педагогов-психологов.

- Заседания в клубе замещающих семей «Теплый дом».

- Творческую реабилитацию.

- Комплекс социально-медицинских услуг по оздоровлению детей.

 

 Кадровое обеспечение деятельности Службы:

 

   1. Бровкина Татьяна Николаевна – старший воспитатель стационарного отделения, образование средне специальное педагогическое, организация и координация работы специалистов (воспитателей и специалистов по социальной работе 1 корпуса)

   2. Иванова Юлия Ивановна - социальный педагог, образование средне  специальное педагогическое,организация педагогического сопровождения и консультирования, программа «Школа замещающих родителей» и «Передай добро по кругу»

   3. Гроссу Наталья Валентиновна - воспитатель, образование средне  специальное педагогическое,организация работы с детьми и родителями по программам «Нетрадиционные техники рисования «Юные художники» и «В мире друзей», участник обучающих семинарах  в рамках реализации региональной программы «Под защитой семьи»

   4. Калагина Н.В. - воспитатель, образование средне специальное педагогическое, организация работы с детьми и родителями по программам «Волшебные завитки» (квиллинг) и «В мире друзей».

   5. Пономарева Ж. В. – педагог - психолог, специалист ОППП, образование высшее психологическое, 2 кв. категория, прошла обучение на семинарах в рамках реализации региональной программы «Под защитой семьи».

 


 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ ВО ВРЕМЯ

СМЕН

 

 

 

   Принимающим семьям необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая способствует решению проблем принятия ребенка в семью, установления конструктивных внутрисемейных взаимоотношений, формирования благоприятного психологического климата в принимающей семье.

Благодаря реализации мероприятий региональной программы «ПОД ЗАЩИТОЙ СЕМЬИ» с 2010 года в центре организована системная работа по сопровождению замещающих семей во время социально-реабилитационных смен.

   Педагогом-психологом Кругловой Ю.А. (1кв. категория) отделения психолого-педагогической помощи разработана и успешно реализуется программа психологических практико-ориентированных занятий «Принимаю и люблю…» для принимающих родителей. Проводимые занятия направлены, в первую очередь, на формирование системы отношений, построенных на принятии ребенка, уважении его как личности и предоставлении возможности реализации самостоятельного активного поведения при сохранении руководящей роли принимающего родителя.

   Ведущие специалисты службы сопровождения семьи и ребенка центра: социальный педагог Акимовой Ю.И. и педагог-психолог Кругловой Ю.А. разработали цикл детско-родительских занятий «Счастливое сердце семьи» для принимающих семей, воспитывающих детей в возрасте от 8-12 лет. Во время занятий педагоги стараются привлечь внимание родителей к внутреннему миру, интересам и проблемам детей, напомнить о том, что ребенок – уникальная личность, помочь семье рассматривать систему взаимоотношений как искусство диалога, учитывая предшествующий опыт, интересы, склонности детей и родителей. По итогам цикла занятий семьям вручаются памятки и рекомендации по вопросам воспитания, взаимодействия старшего и младшего поколения.

   Важным условием успешности данных занятий является мотивация членов семьи на постоянное сотрудничество в течение социально-реабилитационной смены со специалистами центра. Это совместный труд родителей, детей и специалистов, результат, которого можно будет ощутить, спустя несколько месяцев, после окончания работы детско-родительских групп. Решающая роль в эффективности групповых занятий принадлежит родителям, которые должны закреплять полученные знания и умения в реальной жизни семьи.

Материал подготовила

заведующая ОППП Л.В.Антонян

 
При полной или частичной перепечатке текстов статей и публикаций гиперссылка на www.lagernn.ru обязательна.
Все права на предлагаемые материалы принадлежат их авторам.