15-08-2016, 20:14

 Как показывают данные исследований, у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

 Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие.

- Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи.

- Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия.

- Отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.).

- Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при проведении занятий проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что дети часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

- Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

 Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

 Особенности восприятия и осмысливания детьми развивающего и учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.

 У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

- малая устойчивость,

- трудности распределения внимания,

- замедленная переключаемость.

 Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать.

 Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.

- Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.

- Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п.

 Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Положительную динамику в развитии умственно отсталых детей можно достичь при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии.

Материал подготовила

заведующая отделением

реабилитации несовершеннолетних

с ограниченными возможностями

А.А.Годнева



 
Рейтинг: 
    Добавил lagernnru     Размер: 1
Просмотров: 667
При полной или частичной перепечатке текстов статей и публикаций гиперссылка на www.lagernn.ru обязательна.
Все права на предлагаемые материалы принадлежат их авторам.