20-09-2016, 15:10

 

 Имеются различные периодизации психо-физиологических особенностей ребенка:
- Гиппократ (климактерическая система) выделил группы от 1 до 6 лет; от 7 до 14 лет и от 15 до 21 года;
- физиологические кризисы отмечаются в возрасте 2-4 лет, 7 лет (начало) и 12-14 лет;
- в возрастной психологии выделяют: кризисы новорожденных; до 1 года; до 3 лет; 7 лет; 12, 13, 14; 15-16 лет.
 Для определения подходов к воспитанию ребенка в семье необходимо иметь представление о некоторых особенностях возрастных кризисов.
Кризис 3-х лет:
1. Симптомы негативизма: постоянное непослушание (в ответ на любое предложение ребенок делает не то, о чем его просят) - чаще это отмечается в отношениях с близкими; и простое непослушание: не хочет делать то, что не любит. Не отделяет реакцию другого человека от своей.
2. Упрямство - упорное настаивание на своем.
3. Строптивость - обезличена ("Иди спать - не пойду", "Не ходи спать - пойду" и т.д.).
4. Своеволие - все желает делать сам, не зная при этом границ.
5. Симптом "бунта" - война со всеми, утверждение своей самостоятельности, агрессивность.
6. Симптом "обесценивания" - появляются плохие слова: чем больше ругаешь ребенка - тем больше плохих слов слышишь от него. Кризис 3-х лет - это эмансипация ребенка, когда он начинает понимать свой детский мир, и понемногу - себя в нем.
 Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов). Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.
Признаки кризиса трех лет
УПРЯМСТВО
 Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ
 Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
СВОЕВОЛИЕ
 Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
ДЕСПОТИЗМ
 Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
НЕГАТИВИЗМ
 Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.
1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.
 Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет:
• Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
• Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (По-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
• Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
• Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
• При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
• Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
• Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...
• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
• Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Кризис 7 лет:
1. Утрата детской непосредственности.
2. Поясничание, кривляние, высмеивание. В этом возрасте отмечается отделение внутреннего мира от внешнего, несовпадение мыслей и желаний с их реализацией. Ребенок начинает понимать (оценивать, узнавать) свои чувства. Переживания его приобретают более конкретный смысл. Это - важный период для взаимоотношений ребенка с родителями. Именно с 7-8 лет до 11-12 лет душа ребенка наиболее открыта для добра и зла. Появляется логика чувств. Именно в этот период нельзя лишать ребенка своей любви, что очень важно, так как в этот период обычно у родителей появляется или растет следующий ребенок, на которого они нередко переключают свои основные заботы, уделяют больше внимания. Многочисленные наблюдения в сфере развития психики ребенка позволяют утверждать, что механизм, обеспечивающий его способность активно предвосхищать события, формируется лишь после 11-13 лет. 
Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.
Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
1.Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).
2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.
Признаки кризиса
 Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка. Возможные неблагоприятные последствия:
нежелание учиться, посещать школу;
низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками;
закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;
может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям:
• Главный совет - будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
• Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
• Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
• Поощряйте общение со сверстниками.
• Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
• Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
• Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
• Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода). 
Кризис 12, 13 и 14 лет
 Возраст 12-15 лет - это время быстрых перемен и трудных исканий. В этот период происходит перестройка образа физического "Я". У мальчиков она начинается позже, но протекает более бурно, чем у девочек. К 13-14 годам, когда большинство девочек обладает достаточными выраженными признаками завершающегося полового созревания, большинство мальчиков только еще переживают активный процесс. В 11-14 лет девочки по физическому развитию опережают мальчиков на 2-3 года, но уже к 15 годам мальчики опережают девочек. У мальчиков изменение образа тела принимают проблемный характер чаще, а у девочек проблемы возникают реже, но переживаются сложнее и труднее. Так как у девочек изменения образа тела протекает в большей связи с эмоциональной сферой личности.
Кризис 15-16 лет
 В данный период наблюдается явное стремление подростков к независимости, самостоятельности. Они жаждут свободы, но еще плохо ею пользоваться. Отсюда - много конфликтов, стрессов, трагедий. Подросток становится подверженным внешней оценке. Следовательно, если хотите сделать замечание, то только тихо и спокойно, наедине, так как подросток обязательно отреагирует на любое ваше замечание и чаще всего - болезненно. Именно в этот период ему нужна ваша помощь, чтобы выйти из данного состояния, иначе - "комплекс неполноценности", постоянное недовольство собой охватят подростка. Нужно помочь ему максимально безболезненно обрести чувство взрослости, истинной, а не мнимой самостоятельности, тактично помочь в поисках настоящих друзей, цели жизни. Кроме возрастных особенностей ребенка существует целый перечень факторов риска, которые необходимо знать и учитывать в процессе воспитания.
Формирование возможных факторов риска
 Как благоприятные факторы, так и факторы риска для будущего ребенка закладываются задолго до его рождения. Их можно условно подразделить на три подгруппы: биологические, социально-экономические и нравственно-психологические. Приведем некоторые из них.
Биологические факторы:
1. Хорошее состояние здоровья к моменту зачатия ребенка у обоих супругов (необходимую информацию, можно узнать в медицинской карте приемного ребёнка).
2. Гены, гормоны в определенной степени могут определить, кем станет человек или какие отклонения и склонности будет иметь. Например, наркоманом, алкоголиком, слабоумным, психопатом и т.д. Это, конечно, крайние случаи, но не меньший вред для успешного воспитания и обучения ребенка могут иметь и менее значительные отклонения в его здоровье - как физическом, так и психическом. Приобрести знания, о возможных наследственных (генетических) предрасположенностей к различным заболеваниям у ребёнка, можно проконсультироваться у генетиков, пройти обследование, и т.д.
3. Черепно-мозговые травмы при родах и иные бытовые травмы могут повлиять на развитие ребенка в целом. Необходимо помнить о возможных негативных последствиях любых заболеваний ребенка, особенно инфекционных, так как каждое из них оставляет свой след, неблагоприятно сказывающийся, сразу же или в будущем, на характере и поведении ребенка. Ряд заболеваний приводит к заторможенности ребенка. Он делает все медленнее, чем обычно; если, не зная подлинных причин этого, родители начинают подгонять ребенка, ругать, сердиться, даже наказывать, а он - просто не может вести себя иначе (о состоянии ребенка можно получить консультацию у психотерапевтов, психологов и медицинских работников).

Материал подготовила

заведующая ОППП

Л.В.Антонян 



 
Рейтинг: 
    Добавил lagernnru     Размер: 1
Просмотров: 527
При полной или частичной перепечатке текстов статей и публикаций гиперссылка на www.lagernn.ru обязательна.
Все права на предлагаемые материалы принадлежат их авторам.