Социализация и интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

Отделение социальной реабилитации

детей и подростков с ограниченными

возможностями
 

 Социализация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями — основная цель деятельности специалистов отделения. Отделение  открыто в 2007 году и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством заместителя директора по развитию и социальному обслуживанию семьи и детей.

 В благоустроенных корпусах отделения в течение смены могут пройти социальную реабилитацию более 16 семей (более 50 человек).

Задачи комплексной социальной реабилитации  семей во время смен:
 - оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии навыков обеспечения своих основных жизненных потребностей, их адаптация в социуме;
 - раскрытие творческого потенциала детей, 
 - гармонизация детско-родительских отношений через организацию семейного досуга;
 - оказание консультативной помощи родителям несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

 

 Для обеспечения непрерывного процесса сопровождения семей, имеющих детей с функциональными нарушениями, и сохранения принципа преемственности между службами сопровождения в Учреждении ведется личное дело семьи и разрабатывается ИПР семьи на смену. Социально - реабилитационные мероприятия, проводимые в течение смены с ребенком и с его родителями, расписаны по дням. По окончании сроков смены специалисты дают рекомендации для дальнейшей реабилитации.

 Во время смен специалисты учреждения реализуют мероприятия программы   «Особенные дети - особые возможности» или профильных смен по организации комплексной реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями.  Курс реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями и их семей проводят специалисты отделения социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Семьи участвуют в общих досуговых мероприятиях, способствующих их интеграции и социализации.

 

 Основными формами социально-реабилитационной работы с детьми, имеющими функциональные нарушения, и их семьями являются:

- Индивидуальные и групповые занятия,

- Предметно-практическая деятельность,

- Просветительские семинары, консультации с элементами тренинга с родителями,

- Игровая деятельность и организация досуга.

 Индивидуальная работа с детьми направлена на:

- развитие навыков общения ребенка с окружающими, становлением как вербальных, так и невербальных средств коммуникации,

- развитие познания окружающего мира,

- оказание помощи семьям с детьми, имеющим серьезные социально-эмоциональные проблемы.

 

 Каждое индивидуальное или групповое занятия включают  в себя игровые элементы, элементы тактильной стимуляции и упражнения на осознание своего тела.

 Групповые формы работы специалистов отделения направлены на развитие коммуникации и социальных навыков, творчества и мышления, любознательности и внимания. 

 На средства выделенные на реализацию мероприятий программы «Мы — как все» в 2013 году оборудована комната социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями. Разработан и апробирован цикл занятий для детей с ограниченными возможностями. Занятия в комнате социально-бытовой адаптации направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности в быту (формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, ведение домашнего хозяйства и социально-бытовая ориентировка).

 Одним из действенных методов социальной реабилитации семьи и детей является занятие творчеством. Через занятия творчеством дети и родители получают позитивных эмоций, которые возникают в процессе деятельности.  

 Во время смен открыты творческие мастерские педагогов дополнительного  образования и специалистов по социальной работе: «Тестопластика» (изготовление изделий и соленого теста), «Выжигание по дереву», «Сувениры из гипса», «Изонить», «Волшебная крупа» (аппликации с использованием круп), «Художественная роспись камня» ( рисование на камешках), «Нетрадиционные техники рисования» (тычок, пером, смятой бумагой, рукой, свечой и т.д.).  Используемые техники и технологии выполнения творческих работ доступны для реализации их в домашних условиях, участие в творческих мастерских предполагает допрофессиональную подготовку детей с нарушениями в развитии.

 По итогам работы творческих мастерских и мастер-классов проходят выставки работ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями по тематике смен.

 На средства по реализации Программы «Мы — как все» в 2012 году оборудована гончарная мастерская, в которой  размещено электрооборудование: сушильный шкаф, гончарный круг и печь для обжига, а так же имеются комплекты ручных инструментов и материалов для организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с элементами глинотерапии.     Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека, передать характер и эмоции. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.  Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение,  расслабляет, помогает сбросить негатив, расслабиться, снять напряжение и просто получить удовольствие от работы.

 

 Занятия специалиста по социальной работе  отделения «Добрая глина» носят интегративный характер,  проводятся как для детей с ограниченными возможностями, так и для их здоровых сверстников и направлены на:

- снижение агрессивности, страхов, уровня тревожности у детей;

- создание условий для оказания психотерапевтической помощи детям с гиперактивностью, замкнутостью,  с нарушениями аутического спектра, детям, пережившим травматические ситуации;

- развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений;

- развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой  индивидуальности  личности.

 

 Целью подобных занятий является создание условий для успешной     социализации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.

 В рамках реализации проекта учреждения «Я вижу мир» организованы групповые и индивидуальные занятия в Фотошколе с элементами фототерапии.

 Фотошкола - это один из методов реабилитации через знакомство с основами фотодела с целью развития творческих способностей личности, коммуникативных навыков и расширения социальных связей ребенка с ограниченными возможностями. Это групповая работа, требующая от всех участников большой концентрации, терпения, взаимовыручки, что стимулирует сплочение группы. Занятия в фотошколе несут в себе особую эмоциональную нагрузку, позволяют каждому посмотреть на себя со стороны. «Особый» ребенок, позирующий перед  фотокамерой, оказывается в центре внимания, подобный опыт учит справляться с собой и своими страхами, тренирует навыки самоконтроля, снимает внутренние барьеры.

  Расширен спектр социально-педагогических услуг по социально-средовой реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями. В рамках  первого и второго этапов Партнерского  проекта «К движению без ограничений»,  реализуемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  российским подразделением Kia Motors совместно с министерством социальной политики Нижегородской области   в центре проводятся занятия на специализированной развивающей площадке «Автогородок»  и в автоклассе, направленные на формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах детей-инвалидов и их здоровых сверстников.

 В  2013-2014 годах учреждение  реализовало проект «Безопасное движение – безграничные возможности».

 Цель Проекта: Оказание комплексной реабилитационной помощи детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям посредством внедрения новых реабилитационных методик и технологий формирования культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

 Были разработаны и апробированы циклы занятий для детей имеющих задержки психического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На практике нашло применение дифференцированного подхода в проведении  занятии по формированию культуры безопасного поведения на дорогах и улицах, так как  группы формируются с учетом особенностей детей и их подготовленности к занятиям. При проведении интеграционных занятий применяемые элементы  игровой терапии позволяют создать для детей целевой группы и их здоровых сверстников единое интеграционное игрового пространства с целью включения всех детей в совместную игровую деятельность. Благодаря этому игра становится для детей не только средством познания, но и естественным средством коммуникации.

 Кабинет для занятий по ПДД оснащен следующим  оборудованием: компьютерной техникой, компьютерными обучающими программами, стендами и дидактическим материалом,   в большем объеме, чем это было предусмотрено в плане проекта благодаря второму этапу Партнерского проекта «К движению без ограничений!».  Это  позволило внедрить в практику новейшие информационные технологий, с целью стимуляции интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его двигательных и  высших психических функций. Кроме того, применяемые компьютерные игры и активная работа с интерактивной доской, позволяют развивать быстроту реакции детей, а также их манипулятивную деятельность. В рамках занятий для детей с нарушениями зрения на специализированной развивающей площадке применяются  элементы пространственной ориентировки. А благодаря дополнительному комплектованию оборудованием (велосипедами для дошкольников) для занятий на двух специализированных развивающих площадках учреждения удалось расширить охват целевой группы проекта и социального окружения, за счет включения  в проводимые мероприятия детей в возрасте от 3 до 6 лет.

 Проведение тематических праздников позволило не только закрепить теоретические знания и практические навыки у  детей целевой группы и   детей социального окружения, как участников дорожного движения, но и обеспечить условия для эффективной социальной интеграции  детей-инвалидов в среду  здоровых сверстников.

 С целью формирования позитивной мотивации к взаимодействию и взаимной поддержки  семей целевой группы и повышения уровня педагогической и правовой грамотности  родителей  специалистами учреждения проводятся обучающие семинары на темы: «Агрессивный ребенок», «Ремень - не метод воспитания», «Поговорим о дисциплине», «Родительская любовь и воспитание». В течение профильных смен для семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями  развития, в том числе дети-инвалиды с нарушениями аутистического спектр активно работают специалисты ЦЛП НРООПДиМ «Верас». Тематика семинаров и групп взаимной поддержки согласовывается с участниками и корректировалась в зависимости от запроса родителей.

  В учреждении проведены мероприятия по формированию единого игрового пространства - открыта спортивно-игровая площадка в рамках реализации программы Фонда поддержки детей «Обнаженные сердца». Формирование безопасного, современного игрового пространства благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность, она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, является наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей в игре и общении.

 

Советы родителям по

взаимодействию с незрячим ребенком




 Цель и задача родителей обучить ребенка жить самостоятельно, уметь преодолевать трудности так, чтобы они не превратились в драму, заслоняющую саму жизнь. Полноценная жизнь в условиях отсутствия зрения возможна, но эта не простая задача. И то, насколько успешно ее решает незрячий ребенок, во многом зависит от родителей, сумевших научить его независимому образу жизни.

 

- Помните, что ваш ребенок нуждается в большей помощи, чем другие дети. Его нужно учить тому, что другие дети просто перенимают, глядя на родителей.

- Постоянно разговаривайте с ребенком, чтобы он чувствовал вас.

- Ярче  выражайте свои эмоции, так как незрячий  ребенок не видит вашей улыбки.

- Рассказывайте ребенку все, что вы делаете, что происходит вокруг него.

- Предупреждайте ребенка, прежде чем дотронуться или сделать что-либо неожиданное, так как он не видит, как ваши руки продвигаются к нему.

- Ребенок может узнавать людей, только находясь в их обществе, помогите ему в общении с ними.

- Не отделяйте ребенка от других детей: ему хочется играть вместе с ними.

- Читайте ребенку книги. Радио — хорошая вещь, но родителей не заменит.

- Производя действия, держите ребенка за руки.

- По мере взросления ребенку необходимо познавать окружающий мир. Давайте ему возможность ощупывать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки и др.). Выезжайте с ребенком на природу, ведь там он сможет услышать шелест листьев, пение птиц, запахи растений…

- Обучайте ребенка самостоятельно раздеваться, одеваться, ухаживать за одеждой и обувью.

- Помогайте ребенку овладевать навыками личной гигиены: чистить зубы, умываться, расчесываться.

- Учите ребенка пользоваться столовыми приборами, обучайте культуре поведения за столом.

- Расскажите ребенку о месторасположении мебели и других вещей в квартире.  При их перестановке заранее предупреждайте об этом. Приучайте ребенка к порядку (складывать вещи на место, подметать, мыть пол, вытирать пыль, пылесосить и др.).

- Обучайте ребенка приемам передвижения с тростью.

- Приучайте ребенка к самостоятельной ходьбе по лестнице. Если он идет без трости, то обязательно следите, чтобы на лестнице были перила.

- Выводите ребенка на улицу в любую погоду. Не закрывайте ему уши, чтобы он мог слышать шум улицы.

- Чаще берите ребенка с собой в магазин, на почту, в аптеку, в парикмахерскую… Так ему будет легче познавать «большой мир». Объясняйте месторасположение этих объектов, чтобы в будущем он мог самостоятельно посещать их.

- Помогайте ребенку в процессе учебной деятельности. Вместе вы сможете добиться лучших результатов.

- Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы он мог самостоятельно звонить.

- Разрешайте ребенку помогать на кухне. Он узнает многое с помощью рук и носа. Однако не забудьте принять все меры предосторожности, так как ребенок не видит опасности.

- Подпишите медикаменты в домашней аптечке шрифтом Брайля, чтобы ребенок мог ими пользоваться.

- Всегда будьте правдивы и честны с ребенком, он должен доверять тем, кто ему помогает.

 

Материал подготовила

 заведующая отделением реабилитации

несовершеннолетних с ОВ

 Годнева А.А.


При полной или частичной перепечатке текстов статей и публикаций гиперссылка на www.lagernn.ru обязательна.
Все права на предлагаемые материалы принадлежат их авторам.