Друзья сайта
  7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи.      Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями

  Помощь родителям в воспитании, развитии и обучении ребенка с нарушением зрения Межрегиональное молодежное общественное движение поддержки добровольческих инициатив «СФЕРА»

 
         
  • Оценка качества оказания социальных услуг, предоставляемых в учреждении социального обслуживания


  • Социализация и интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

    Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

     Социализация и интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями — основная цель деятельности специалистов отделения. Отделение  открыто в 2007 году и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством заместителя директора по развитию и социальному обслуживанию семьи и детей. В благоустроенном корпусе отделения в течение смены могут пройти социальную реабилитацию 16 семей (до 52 человек).
     

    Задачи комплексной социальной реабилитации  семей во время смен:
     - оказание помощи детям и подросткам с ОВ в развитии навыков обеспечения своих основных жизненных потребностей, их адаптация в социуме;
     - раскрытие творческого потенциала детей, 
     - гармонизация детско-родительских отношений через организацию семейного досуга;
     - оказание консультативной помощи родителям несовершеннолетних с ОВ.


     Всего на базе Учреждения в 2013 году было организовано и проведено 17 из них 16  интеграционных смен «Мать и дитя» социальной реабилитации семей Нижегородской области. В которых приняли участие 1216 семьи:  1332 родителя и 1932 ребенка (из них 281 ребенок с ОВ и 262 ребенка из замещающих семей) в возрасте 3- 18 лет.

     Для обеспечения непрерывного процесса сопровождения семей, имеющих детей с функциональными нарушениями, и сохранения принципа преемственности между службами сопровождения в Учреждении ведется личное дело семьи и разрабатывается ИПР семьи на смену . Социально - реабилитационные мероприятия, проводимые в течение смены с ребенком и с его родителями, расписаны по дням. По окончании сроков смены специалисты дают рекомендации для дальнейшей реабилитации.

     Во время смен специалисты учреждения реализуют мероприятия программы учреждения «Особенные дети - особые возможности» по организации комплексной реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями.  Курс реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями и их семей проводят специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ОВ, семьи участвуют в общих досуговых мероприятиях, способствующих их интеграции и социализации.

     

     Основными формами социально-реабилитационной работы с детьми, имеющими функциональные нарушения, и их семьями являются:

    - Индивидуальные и групповые занятия,

    - Предметно-практическая деятельность,

    - Просветительские семинары, консультации с элементами тренинга с родителями,

    - Игровая деятельность и организация досуга.

     Индивидуальная работа с детьми направлена на:

    - развитие навыков общения ребенка с окружающими, становлением как вербальных, так и невербальных средств коммуникации,

    - развитие познания окружающего мира,

    - оказание помощи семьям с детьми, имеющим серьезные социально-эмоциональные проблемы.

     

     Каждое индивидуальное или групповое занятия включают  в себя игровые элементы, элементы тактильной стимуляции и упражнения на осознание своего тела.

     Групповые формы работы специалистов отделени направлены на развитие коммуникации и социальных навыков, творчества и мышления, любознательности и внимания. 

     На средства выделенные на реализацию мероприятий программы «Мы — как все» в 2013 году оборудована комната социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями. Разработан и апробирован цикл занятий для детей с ограниченными возможностями. Занятия в комнате социально-бытовой адаптации направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности в быту (формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования, ведение домашнего хозяйства и социально-бытовая ориентировка).

     Одним из действенных методов социальной реабилитации семьи и детей является занятие творчеством. Через занятия творчеством дети и родители получают позитивных эмоций, которые возникают в процессе деятельности.  

     Во время смен открыты творческие мастерские педагогов дополнительного  образования и специалистов по социальной работе: «Тестопластика» (изготовление изделий и соленого теста), «Выжигание по дереву», «Сувениры из гипса», «Изонить», «Волшебная крупа» (аппликации с использованием круп), «Художественная роспись камня» ( рисование на камешках), «Нетрадиционные техники рисования» (тычок, пером, смятой бумагой, рукой, свечой и т.д.).  Используемые техники и технологии выполнения творческих работ доступны для реализации их в домашних условиях, участие в творческих мастерских предполагает допрофессиональную подготовку детей с нарушениями в развитии.

     По итогам работы творческих мастерских и мастер-классов проходят выставки работ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями по тематике смен.

     На средства по реализации Программы «Мы — как все» в 2012 году оборудована гончарная мастерская, в которой  размещено электрооборудование: сушильный шкаф, гончарный круг и печь для обжига, а так же имеются комплекты ручных инструментов и материалов для организации и проведения индивидуальных и групповых занятий с элементами глинотерапии.     Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека, передать характер и эмоции. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.  Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение,  расслабляет, помогает сбросить негатив, расслабиться, снять напряжение и просто получить удовольствие от работы.


     Занятия специалиста по социальной работе «Добрая глина» носят интегративный характер,  проводятся как для детей с ограниченными возможностями, так и для их здоровых сверстников и направлены на:

    - снижение агрессивности, страхов, уровня тревожности у детей;

    - создание условий для оказания психотерапевтической помощи детям с гиперактивностью, замкнутостью,  с нарушениями аутического спектра, детям, пережившим травматические ситуации;

    - развитие мелкой моторики, сенсорных ощущений;

    - развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой  индивидуальности  личности.

     

     Целью подобных занятий является создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ОВ.

     В рамках реализации проекта учреждения «Я вижу мир» проводятся групповые и индивидуальные занятия в Фотошколе с элементами фототерапии.

     Фотошкола - это один из методов реабилитации через знакомство с основами фотодела с целью развития творческих способностей личности, коммуникативных навыков и расширения социальных связей ребенка с ОВ. Это групповая работа, требующая от всех участников большой концентрации, терпения, взаимовыручки, что стимулирует сплочение группы. Это интересное проведение досуга, творчество, общение – все, что необходимо семье, воспитывающей ребенка с ОВ. Занятия в фотошколе несут в себе особую эмоциональную нагрузку, позволяют каждому посмотреть на себя со стороны. «Особый» ребенок, позирующий перед  фотокамерой, оказывается в центре внимания, подобный опыт учит справляться с собой и своими страхами, тренирует навыки самоконтроля, снимает внутренние барьеры.


     Цикл занятий в фотошколе предполагает два основных блока:

       1. Теоретический блок.

    Знакомство с основами фотодела, основополагающими принципами фотографии: выдержка, диафрагма, экспозиция. Особенности съемки пейзажа, портрета, постановочного сюжета.

       2. Практический блок.

    Создание фотографий.

    Обработка фотографий на компьютере. Знакомство с программой Photoshop. Оформлением фотовыставки.

    Работа на полиграфическом оборудовании. Создание фотоблокнотов, фотозакладок, фотокалендарей.

    Съемка постановочного сюжета (изготовление декораций, подготовка костюмов, подбор музыки). Монтаж тематического мультимедийного клипа.

     

     На занятиях дети не просто учились снимать, позировать перед камерой и работать на полиграфическом оборудовании. Занятия в фотошколе включают в себя элементы театрализованной деятельности и актерского мастерства.  

     Расширен спектр социально-педагогических услуг по социально-средовой реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями. В рамках  первого и второго этапов Партнерского  проекта «К движению без ограничений»,  реализуемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  российским подразделением Kia Motors совместно с министерством социальной политики Нижегородской области   в центре проводятся занятия на специализированной развивающей площадке «Автогородок»  и в автоклассе, направленные на формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах детей-инвалидов и их здоровых сверстников.

     С апреля  2013 года учреждение  реализует меропрития проекта «Безопасное движение – безграничные возможности».

     Цель Проекта: Оказание комплексной реабилитационной помощи детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям посредством внедрения новых реабилитационных методик и технологий формирования культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Задачи Проекта: Внедрение новых реабилитационных методик и технологий формирования культуры безопасного поведения на улицах и дорогах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья во время социально-реабилитационных смен;

    формирование системы социального партнерства в сфере комплексной работы по социальной реабилитации и организация совместной деятельности по формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

    распространение эффективного нового опыта использования новых реабилитационных методик и технологий по формированию культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

     Были разработаны и апробированы циклы занятий для детей имеющих задержки психического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На практике нашло применение дифференцированного подхода в проведении  занятии по формированию культуры безопасного поведения на дорогах и улицах, так как  группы формируются с учетом особенностей детей и их подготовленности к занятиям. При проведении интеграционных занятий применяемые элементы  игровой терапии позволяют создать для детей целевой группы и их здоровых сверстников единое интеграционное игрового пространства с целью включения всех детей в совместную игровую деятельность. Благодаря этому игра становится для детей не только средством познания, но и естественным средством коммуникации.

     Кабинет для занятий по ПДД оснащен следующим  оборудованием: компьютерной техникой, компьютерными обучающими программами, стендами и дидактическим материалом,   в большем объеме, чем это было предусмотрено в плане проекта благодаря второму этапу Партнерского проекта «К движению без ограничений!».  Это  позволило внедрить в практику новейшие информационные технологий, с целью стимуляции интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его двигательных и  высших психических функций. Кроме того, применяемые компьютерные игры и активная работа с интерактивной доской, позволяют развивать быстроту реакции детей, а также их манипулятивную деятельность. В рамках занятий для детей с нарушениями зрения на специализированной развивающей площадке применяются  элементы пространственной ориентировки. А благодаря дополнительному комплектованию оборудованием (велосипедами для дошкольников) для занятий на двух специализированных развивающих площадках учреждения удалось расширить охват целевой группы проекта и социального окружения, за счет включения  в проводимые мероприятия детей в возрасте от 3 до 6 лет.

     Проведение тематических праздников позволило не только закрепить теоретические знания и практические навыки у  детей целевой группы и   детей социального окружения, как участников дорожного движения, но и обеспечить условия для эффективной социальной интеграции  детей-инвалидов в среду  здоровых сверстников.

     С целью формирования позитивной мотивации к взаимодействию и взаимной поддержки  семей целевой группы и повышения уровня педагогической и правовой грамотности  родителей  специалистами учреждения проводятся обучающие семинары на темы: «Агрессивный ребенок», «Ремень - не метод воспитания», «Поговорим о дисциплине», «Родительская любовь и воспитание». В течение летних смен   активно работают специалисты ЦЛП НРООПДиМ «Верас». Тематика семинаров и групп взаимной поддержки была согласовывается с участниками и корректировалась в зависимости от запроса родителей.

     В августе-сентябре 2013 года были организованы два лагеря добровольцев (волонтеров).Лагерь волонтеров из Беларуссии (руководитель лагеря О.Козыренко – в нашем центре она работает уже восьмой год) организован совместно с  НРООПДиМ «Верас». Лагеря волонтеров совместно с ММОДПДИ «СФЕРА» учреждение проводит ежегодно.

     В учреждении проведены мероприятия по формированию единого игрового пространства - открыта спортивно-игровая площадка в рамках реализации программы Фонда поддержки детей «Обнаженные сердца». Формирование безопасного, современного игрового пространства благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность, она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, является наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей в игре и общении.


     

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С


    НЕЗРЯЧИМ РЕБЕНКОМ




     Цель и задача родителей обучить ребенка жить самостоятельно, уметь преодолевать трудности так, чтобы они не превратились в драму, заслоняющую саму жизнь. Полноценная жизнь в условиях отсутствия зрения возможна, но эта не простая задача. И то, насколько успешно ее решает незрячий ребенок, во многом зависит от родителей, сумевших научить его независимому образу жизни.

     

    - Помните, что ваш ребенок нуждается в большей помощи, чем другие дети. Его нужно учить тому, что другие дети просто перенимают, глядя на родителей.

    - Постоянно разговаривайте с ребенком, чтобы он чувствовал вас.

    - Ярче  выражайте свои эмоции, так как незрячий  ребенок не видит вашей улыбки.

    - Рассказывайте ребенку все, что вы делаете, что происходит вокруг него.

    - Предупреждайте ребенка, прежде чем дотронуться или сделать что-либо неожиданное, так как он не видит, как ваши руки продвигаются к нему.

    - Ребенок может узнавать людей, только находясь в их обществе, помогите ему в общении с ними.

    - Не отделяйте ребенка от других детей: ему хочется играть вместе с ними.

    - Читайте ребенку книги. Радио — хорошая вещь, но родителей не заменит.

    - Производя действия, держите ребенка за руки.

    - По мере взросления ребенку необходимо познавать окружающий мир. Давайте ему возможность ощупывать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки и др.). Выезжайте с ребенком на природу, ведь там он сможет услышать шелест листьев, пение птиц, запахи растений…

    - Обучайте ребенка самостоятельно раздеваться, одеваться, ухаживать за одеждой и обувью.

    - Помогайте ребенку овладевать навыками личной гигиены: чистить зубы, умываться, расчесываться.

    - Учите ребенка пользоваться столовыми приборами, обучайте культуре поведения за столом.

    - Расскажите ребенку о месторасположении мебели и других вещей в квартире.  При их перестановке заранее предупреждайте об этом. Приучайте ребенка к порядку (складывать вещи на место, подметать, мыть пол, вытирать пыль, пылесосить и др.).

    - Обучайте ребенка приемам передвижения с тростью.

    - Приучайте ребенка к самостоятельной ходьбе по лестнице. Если он идет без трости, то обязательно следите, чтобы на лестнице были перила.

    - Выводите ребенка на улицу в любую погоду. Не закрывайте ему уши, чтобы он мог слышать шум улицы.

    - Чаще берите ребенка с собой в магазин, на почту, в аптеку, в парикмахерскую… Так ему будет легче познавать «большой мир». Объясняйте месторасположение этих объектов, чтобы в будущем он мог самостоятельно посещать их.

    - Помогайте ребенку в процессе учебной деятельности. Вместе вы сможете добиться лучших результатов.

    - Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы он мог самостоятельно звонить.

    - Разрешайте ребенку помогать на кухне. Он узнает многое с помощью рук и носа. Однако не забудьте принять все меры предосторожности, так как ребенок не видит опасности.

    - Подпишите медикаменты в домашней аптечке шрифтом Брайля, чтобы ребенок мог ими пользоваться.

    - Всегда будьте правдивы и честны с ребенком, он должен доверять тем, кто ему помогает.

     

    Материал подготовила

     заведующая отделением реабилитации

    несовершеннолетних с ОВ

     Годнева А.А.


При полной или частичной перепечатке текстов статей и публикаций гиперссылка на www.lagernn.ru обязательна.
Все права на предлагаемые материалы принадлежат их авторам.